Если вернуться в "прошлое", этак лет 60-70 назад, когда наши бабушки и дедушки были маленькими, то они наверняка прекрасно помнят того, "Конька-Горбунка", которого они смотрели десятки ( а, то и более) раз, пока становились взрослыми.
Тот, старый (черно-белый) был снят нашим отечественным кино-сказочником - Александром Роу, который сделал в 1941 году первую экранизацию этой сказки на стихотворное произведение Ершова. Именно - экранизацию, а не мультфильм. По тем временам, любая сказка, снятая в кинематографе, вызывала чрезвычайно огромный интерес, как у детей, так и у взрослых.
Кстати, это любопытство не исчезло (и не иссякло), в настоящее время. В предлагаемой экранизации "на новый лад", все так же, как и в советских сказках, всё красиво и богато, только на помощь режиссёрам и операторам пришли новейшие компьютерные технологии. Использованная программа для создания " доброго конька, жар-птицы, чуда-юда рыбы-кита", графика не пугает детей и не отталкивает взрослых. При этом, старшее поколение легко находят в "новой версии" экранизации старика-Ершова не только ностальгию по старым сказкам Роу, но и всегда актуальный в нашей стране позитивный политический контекст и подтекст.
Примечательно, но съёмки сказки "Конёк-Горбунок" начались ровно через полгода, после выхода на экраны осенью 2017 года картины "Последний богатырь". Скорее всего, именно в тот момент времени, российским кинематографистам "стало понятно, что отечественное кино может собирать кассу не только комедиями, к тому времени уже, кажется, исчерпавшими себя, но и семейным кино". Хотя, до момента начала съёмок, было проведено немало сопоставлений, согласований и перестановок, чтобы первый релиз прошёл в российский прокат.
По сценарию, в создании которого приняли участие Олег Погодин ( кстати он является и главным режиссёром фильма) и Алексей Бородачёв, главный герой Иван, не представлен как царевич, как богатырь. Да и красавцем его можно назвать "с натяжкой", а старшие братья и вовсе его дурачком считают. Но всё кардинально меняется, когда у Ивана-дурака вдруг появляется друг и верный помощник - "Конёк-Горбунок". Как и у Ершова, ростом он невелик, но зато умный и смелый. С таким другом никакой враг не страшен. Или почти никакой. С таким помощником и ничего невозможного в текущей жизни - нет. Или, почти нет. Как и в печатной сказке-оригинале, Ивану с Коньком предстоит проверить свою дружбу на прочность, столкнуться с коварным противником, преодолеть невероятные испытания и встретить такую любовь, ради которой стоит рискнуть всем. Или, почти - всем.
На мой взгляд, очень правильный подход выбрали создатели экранизации, когда показ начинается традиционно, со слов "за кадром" — "За горами, за лесами, за широкими морями, против неба – на земле жил старик в одном селе". Дословной иллюстрацией этих строк, сделанной с помощью современных компьютерных технологий и начинается если не стихотворный хорей литературного оригинала Ершова, то явно, его сатирический, в разное "время подвергавшийся цензуре" — посыл. Ну а, дальше все , хоть и не везде в стихах, а в прозе, но близко и ровно по тексту.
Есть два сына, младший, "вовсе дурак" – Иван (в исполнении Антона Шагина), слез почти фигурально с печи. У старших авторитетом не пользуется и особо никак не котируется. При этом, каких-то талантов и пользы, в нем нет.
Есть разве странное желание хоть как-то прикоснуться к царю (исполняет Михаил Ефремов), к его модным одеждам. Стоит отметить прекрасную работу , художника по костюмам – Надежду Васильеву.
Но, вскоре случилось то, что должно было произойти, и именно в момент ночного дежурства Ивана. Умные браться, по заданию отца, дежурить на семейном поле, не спать, а поймать негодяя, который топчет их семейные посевы, в итоге проспали воришку-пакостника. А Иванушка-дурачок, напротив, спать не стал, а смотрел в звёздное небо. В итоге, поймал нарушителя полей и ему тут же (хоть и дурачок) становится понятно, кто и как, топчет обеспечивающую каким-никаким заработком его семейство — пшеницу. Далее, начинаются самые интересные эпизоды в первой части картины. Богато "нарисованная" кобылица, которую легко и трогательно спасает Иван-дурак от злости своих братьев-мужиков состоящей семьи, на следующее утро дарит ему микро-чудо в виде неизведанной зверушки "Конька-Горбунка" (движения, голос, мимика, полностью заслуга Павла Деревянко). Не прошло и много времени, как незатейливое парнокопытное животное, становится "проводником" незадачливого Ивана в царский мир. Иван, который с первого взгляда совсем не понял, что этот манящий царский двор, на проверку оказывается "морем зла и зависти", где есть уже свои любимчики, но есть немало завистников и безжалостных персонажей, которые любыми способами готовы стать приспешниками главы государства. Роли главных царских приспешников успешно, смешно и убедительно сыграли - Ян Цапник и Олег Тактаров.
Старшее поколение по книге-сказке Ершова, хорошо помнят, как он (Ершов), высмеивает "традиционный патриархальный строй во всех ключах", от чисто мужской, не верящей в новой поколение, семьи Ивана до успешно правящей церкви, да и собственно царя, как самодержца и самодура. И если первые две темы решены в фильме довольно косвенно, так сказать — по касательной, то на последней теме, неожиданно для нынешнего времени, вдруг сосредоточились основательно. Ведь, по сути, "Царь здесь весьма причем", впрочем как и в литературной "основе", вроде не диктатор, а вот вместе со своими вельможами, такой "салтыково-щедринский типчик", прообраз туповатого тирана, который не желает слушать "глас народа". При этом, ради собственной выгоды и наживы может и готов отправить своего подданного, условного подчиненного вассала, "туда — не знаю, куда" и "принести то, не знаю что".
"Народный" Иван, стоит признать, здесь также невеликого (даже - небольшого), ума. Без "чуда в виде Конька-Горбунка", которым все или почти - все, манипулируют, перемен никто из главных персонажей, не дождался бы. Ну, по крайней мере, новшества не пришли бы сами собой. Если бы не смекалка Царь-девицы (самый удачная роль Паулины Андреевой), которая, хоть и действует "в рамках патриархальных устоев российского общества", но получает в итоге - своё, чего она и желала. Можно сделать вывод, что наравне с "чудом" - женскую хитрость, несмотря на новую этику, никто не отменял.
По жанру, картину отнесли к приключениям, сказкам и к детским фильмам. За производство и прокат несут ответственность: кинокомпания СТВ, компания CGF, канал Россия-1 при поддержке "Фонда кино". Бюджет фильма-сказки составляет - $ 9 950 017.
Как уже было сказано ранее, а ещё есть подтверждения на телевидении, которые ежечасно крутят рекламные видеоролики, фильм-сказка "Конёк-Горбунок" выходит на экраны страны (в прокат), точно 18 февраля текущего года.
Кстати, актёрская команда не такая уж и большая. Хотя, для данного жанра, тем более не для многосерийного фильма, весьма состоявшаяся и запоминающаяся. Это: Антон Шагин, Михаил Ефремов, Паулина Андреева, Ян Цапник, Олег Тактаров, Татьяна Захарова, Андрей Феськов.
Ответ: Рекомендую